Персональный сайт учителя начальных классов Обуховой Натальи Владимировны

Четверг, 23.11.2017, 23:27


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Методичка - Мой класс Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Мой класс » ГОУ СОШ 141 г. Санкт-Петербург » Классный руководитель Обухова Н.В. » Методичка
Методичка
nataliaДата: Воскресенье, 25.09.2016, 19:39 | Сообщение # 1
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Памятки по русскому языку.
Как списывать предложение:
1. Прочитать всё предложение;
2. Прочитать и разобрать первое слово, проговаривая его по слогам;
3. Написать слово по памяти, чётко проговаривая его по слогам;
4. Если трудно запомнить его целиком, то писать его надо по слогам;
5. Проверить написанное, сличая с печатным текстом и проговаривая;
6. Так же писать остальные слова.

Проверка безударной гласной:
1.Поставь в слове ударение;
2.Выдели гласную, которую нужно проверить;
3.Проверь гласную изменением слова. Работу выполняй по образцу: гора- горы, поля- поле.

Проверка безударной гласной в корне:
1.Поставь ударение в слове;
2.Подбери несколько родственных слов;
3.Выдели корень и гласную, которую нужно проверить;
4.Подбери проверочное слово, работу выполняй по образцу: гора, горы, горка, горный;
5.Проверь свою работу.

Помни: в проверяемом и проверочном словах пишется одна и та же гласная!!!

Порядок звуко-буквенного разбора:
1.Прочитай слово вслух;
2.Скажи, сколько в слове слогов;
3.Назови ударный слог;
4. Назови в слове гласные звуки: сначала ударные, а потом безударные;
5.Назови в слове согласные звуки (звонкие, глухие, твердые, мягкие);
6.Назови в слове все звуки и все буквы, сколько их;
7.Скажи, так ли слово произносится, как пишется;
8. Работу в тетради выполняй по образцу: деньки- день-ки: 2 сл, 3 согл, 5зв, 6 букв.

Как выполнять задание по русскому языку:
1.Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при выполнении;
2.Если нужно, найди и ещё раз прочитай правило;
3.Выполняя упражнение, все время сверяйся с правилом;
4. Проверь работу используя учебник, таблицу, словарь.
 
nataliaДата: Воскресенье, 02.10.2016, 13:52 | Сообщение # 2
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

В этот период реакция детей на школу и на то, что с ней связано, может быть очень разной - одни кричат, ругаются, носятся по классу, агрессивно реагируют на замечания учителей, другие же, наоборот, очень скованы, молчаливы, при малейшей неудаче плачут.

Выделяют 2 вида адаптации к школе:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ адаптация

Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате чего многие первоклассники в сентябре болеют.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ адаптация

Это процесс активного приспособления.
Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует на ребенка, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходиться не только ребенку к классу, к учителю, но и самим педагогам к новым воспитанникам.

Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школьной жизни.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА АДАПТАЦИЮ ребенка в школе?

1. адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие;

2. адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками;

3. трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношений со школьным учителем;

4. трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.

При высоком уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, требования учителя воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕСТРОИТЬСЯ на школьный режим?

Продленка для первоклассника - мера вынужденная, если есть хотя бы малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Конечно, же мы все занятые люди, и во второй половине дня находимся на работе. Но и из этого положения можно найти выход, найти няню или поручить, например, 17-18-ти летней дочки вашей лучшей подруги свое чадо.

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать.
Домашние задания вечером перед сном готовить не следует.
Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня.

Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 и 16-18 часов, тогда и имеет смысл делать уроки.

Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям 7 лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
 
nataliaДата: Понедельник, 24.10.2016, 23:06 | Сообщение # 3
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Почерк

Проблема с почерком – довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Если возникают трудности

Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть, умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в этом случае?

1. Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления уроков.

2. Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше.

3. Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной.

4. Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д."). Придумайте рисунок сами или возьмите образец для вязания, вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.

5. Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок паззлов, складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.

6. Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

Особые случаи

Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.

Если, несмотря на все усилия - ваши и ребенка, не удается выработать более-менее приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая консультация, если речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более существенных проблемах.

Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.

Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для левшей.
 
nataliaДата: Воскресенье, 18.12.2016, 20:02 | Сообщение # 4
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Работа над сказкой.

1. Как называется сказка, кто её сочинил?
2. Определи тип сказки (бытовая, о животных, волшебная).
3. Назови героев. Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор к своим героям?
8. Какой урок даёт сказка?

В бытовых сказках высмеивается скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает. В волшебных сказках добро всегда побеждает зло благодаря какому-нибудь чуду. Характерно троекратное повторение какого-нибудь эпизода.

Признаки сказки.

• зачин
• волшебные предметы
• троекратный повтор
• борьба добра и зла
• добро побеждает зло
• концовка

Сочинение сказки.

1. О чём будет сказка?
2. Чему она должна научить?
3. Придумайте героя или героев вашей сказки.
4. Что с ними произойдёт? Какие приключения ждут?
5. Какие волшебные предметы будут в сказке?
6. Кто будет противостоять героям?
7. Как добро победит зло?
8. Какие троекратные повторы вы будете использовать?

Памятка по заучиванию стихотворения наизусть.

1. Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нём говорится.
2. Перечитай каждое четверостишие и определи, о чём говорится в каждом из них.
3. Перечитай первое четверостишие и пометь в нём для себя важные слова, которые несут основные мысли.
4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.
5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).
6. Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).

Слова-настроения.

* грустное любование; мечтательное ожидание
* печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, торжествующее, торжественное, тревожное, тёплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное
*восторг, восхищение, лёгкость, очарование

Образные средства языка.

* Метафора – употребление слова в переносном значении.
Под крышей белый гвоздь висит.
* Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным. Часы ходят, ветер воет.
* Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей художественной выразительности.
Повернулось к солнцу золотое донце.
* Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим.
Кругла, как шар; красна, как кровь.

Анализ стихотворного произведения.

1. Подумай какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение?
2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения?
3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными (прочитав их, ты смог представить себе написанное).
4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми?
5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.
6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.
7. Какова роль этих сравнений?
8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении?
9. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения?
10. Какую иллюстрацию ты бы сделал к этому стихотворению?

Правила выразительного чтения стихотворного произведения.

1. Прочитай произведение « про себя » и определи его главную мысль, идею.
2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:
- темп (скорость)
- интонацию
- громкость чтения
- жесты и мимику
3. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.
4. Обязательно соблюдай:
- рифму (делай правильное ударение в словах);
- стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).
5. Постарайся выразить:
- эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;
- эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.
6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения.
7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.

Особенности былины:

• Былинный зачин
• повторы
• образность языка: гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы
• определённое содержание – сказ о героических делах богатырей
• неспешность, обстоятельность, подробность повествования

Басня – небольшое произведение, написанное прозой или стихами, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость…
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня заканчивается или начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

План анализа басни.

1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.
2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают её мораль, то есть главную мысль, идею?
3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.
4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.
5. Определи, как написана басня: прозой или стихами.
6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?
7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его?


Знакомство с новой книгой.

1. Рассмотри обложку.
2. Прочитай фамилию автора и название произведения.
3. Внимательно рассмотри иллюстрации (перелистывая).
4. Определи примерное содержание книги.
5. Подготовь любое произведение.

Составление плана рассказа.

1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
* О чём говорится в начале?
* Какие события описаны дальше?
* Чем заканчивается текст?
2. Раздели рассказ на смысловые части (по содержанию).
3. Определи главное в каждой части, отметив основные предложения.
4. Перечитай их, скажи своими словами, о чём говорится в этой части. Подбери к ней заголовок.
5. Запиши свои заголовки.
6. Проверь себя: определи, отражает ли заголовок главное.
Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

Краткий пересказ по плану.

1. Раздели рассказ на смысловые части.
2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
3. В каждой части выдели важные мысли (2-3 предложения).
4. Перескажи каждую часть по плану.

Характеристика героя.

1. Где живёт герой?
2. Чем занимается?
3. Какие поступки совершает?
4. Какой характер у героя?
5. Что думает о нём автор?
6. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

План анализа рассказа.

Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.

1. Прочитай внимательно рассказ.
2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.
3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нём? Какие еще книги этого писателя ты читал?
4. Узнай, когда и где рассказ был написан.
5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе:
- повествование (рассказывает);
- описание (показывает);
- рассуждение (доказывает).
6. Кратко перескажи рассказ.
7.Что, по-твоему, явилось кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких — отрицательными и почему?
9 .Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что показалось грустным, странным?
10. Кому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
11.0 чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.
12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?
13. Какие достоинства произведения ты отметил?

План рассказа о герое.

1. Начни рассказ о понравившемся (непонравившемся) герое со слов: «мне очень понравился», «меня ужаснул», «больше всего мне запомнился», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я восхищаюсь»,«мне очень не понравился», «я был удивлен, узнав» и т. д.
2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.
3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.
4. Перечисли основные черты характера этого героя.
5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.
6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Хотелось (не хотелось) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?
8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передаёт характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?
 
nataliaДата: Воскресенье, 18.12.2016, 20:04 | Сообщение # 5
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Тренажер по чтению.
Тренажёр рекомендуется в качестве дидактического пособия для уроков чтения в 1 классе, для домашних занятий родителей с детьми. Главной целью является овладение техникой правильного последовательного чтения с опорой на слог-слияние.
Слияние - это объединение согласного звука с гласным. Если за согласным в речи следует гласный (не наоборот!), то образуется слог-слияние.
Слог-слияние (далее - СГ, где С - согласный, Г - гласный) - отдельная звуковая и слоговая единица.
Гласный звук (далее - Г) - также отдельная звуковая и слоговая единица.
Согласный звук [далее - С) является звуковой единицей, но не образует слога, поэтому он прикрепляется к слогу-слиянию (СГ) или гласному звуку (Г). Согласный звук причитывается и одновременно наращивает слог, так как в слоге всегда один гласный звук, а согласных может быть разное число.
Конструкции слогов:
1. Г - гласный (1 звук);
А-У
2. СГ - слог-слияние (2 звука);
МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ.
3. ГС или СГС - гласный или слог-слияние с наращением согласного или согласных справа (2 и более звуков):
ЛУК
УС
лист
4. ССГ - слог-слияние с наращением согласного слева (3 звука). (Важно! При прочтении является более сложным, чем предыдущий.)
ПРО, для
5. ССГС - слог-слияние с наращением согласного или согласных слева и справа (4 и более звуков) - самая сложная слоговая единица,
КРОТ, БРАТ
ЗДРАВСТВУЙ


Путём наращения слога-слияния или гласного причитывающимися согласными образуется сложная слоговая единица. В процессе после-довательного соединения слоговых единиц образуется слово.
ЧТЕ-НИ-Е
В русском языке 6 гласных звуков: А, О. У. Ы. И, Э.
Слияния мягкого согласного Й с гласными звуками А. О. У, Э обо-значаются на письме буквами Я. Ё, Ю, Е. Эти буквы могут использо¬ваться также для обозначения мягкости согласных звуков. Тогда звук Й утрачивается.
ЛЕ ТЁ ДЯ МЮ
Ребёнку легче называть буквы, чем читать слоги-слияния, Объеди¬нять согласный и гласный звуки непросто. Решить эту задачу помогут таблицы 1-3.
Следующий этап обучения чтению - слоги-слияния или гласные с наращением 1 согласного или нескольких. Чем больше причитываю¬щихся согласных в слоге, тем сложнее его произнести и. следователь¬но, прочитать. Чем длиннее слово, тем труднее его воспроизвести.
Данное пособие построено по принципу постепенного и последо-вательного усложнения слогов и слов. После слогового воспроизведе¬ния слова рекомендуется его повторение для осмысления прочитанного. Затем следует чтение предложения-скороговорки, так как в ней звук употребляется в труднопроизносимых наборах звуков и является чрез-вычайно полезным при закреплении навыка чтения. Чтение скороговор¬ки не случайно, так как является активной работой для произношения и дифференциации звуков.
Принято схематичное подстрочное обозначение каждой звуковой единицы. Слог-слияние обозначается дугой, гласная - чертой, причи-тывающиеся согласные - точками. На первых порах обучения чтению это поможет ребёнку объединять согласный и гласный в слог-слияние и прикреплять к нему или к гласному причитывающиеся согласные.
Что ещё нужно знать для чтения?
А О У Э Ы - обозначают твёрдость согласного.
Я Ё Ю Е И - обозначают мягкость согласного,
Й Ч Щ - всегда мягкие.
Ж Ш Ц - всегда твёрдые.
Ь и Ъ не обозначают никакого звука.


 
Мой класс » ГОУ СОШ 141 г. Санкт-Петербург » Классный руководитель Обухова Н.В. » Методичка
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz