Персональный сайт учителя начальных классов Обуховой Натальи Владимировны

Четверг, 23.11.2017, 23:23


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Беседы для родителей. - Страница 2 - Мой класс Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 4«1234»
Мой класс » ГОУ СОШ 141 г. Санкт-Петербург » Для вас, родители » Беседы для родителей.
Беседы для родителей.
nataliaДата: Воскресенье, 18.09.2011, 01:33 | Сообщение # 11
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
О специальных приемах запоминания.

Еще в начальной школе стоит учить ребенка специальным приемам запоминания, так называемой мнемотехнике. Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.
Один из таких приемов - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.
Многие дети, особенно с речевыми нарушениями, плохо запоминают стихи. Можно попросить учителя разрешить ребенку пользоваться поначалу таким рисуночным письмом. Пройдет немного времени, и необходимость заглядывать в листок исчезнет.
С помощью пиктограмм можно отразить и содержание учебного текста. Возьмем параграф "Свойства воздуха" из учебника естествознания для пятого класса. Каждое из перечисленных в нем свойств можно изобразить простым, но емким символом. Например, то, что воздух обладает упругостью, - с помощью резинового мяча, прозрачность - с помощью куска стекла и т.д. В итоге получается опорная схема учебного материала, основа которой не ключевые слова, а пиктограммы.
Или нужно запомнить правописание трудных слов. Пусть ребенок напишет это слово, а трудную букву в нем изобразит в забавном виде. Например, в слове "погода" вместо буквы "о" можно нарисовать солнышко. Или: нужно запомнить непроверяемые "о" в словах "морковь", "огурец", "ворона", "молоко". Нарисуем ворону с сережками в виде двух "о" или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.
Правило тоже можно нарисовать. Например, правило "Частица НЕ с глаголами пишется раздельно" изобразить в виде футболиста-глагола, отбивающего мяч-частицу.
Некоторые дети плохо запоминают все, что связано с цифрами. Надо "оживить" эти знаки. На что может быть похожа каждая из цифр? На какой предмет, на какое животное? Теперь нужно сделать карточки для каждой цифры-образа. Из этих карточек хорошо составлять даты. Например, год захвата Киева татаро-монголами (1240) ребенок изобразил так: единичку представил в виде копья, двойка прячется в очертаниях древнерусского шлема, четыре пальца руки держат щит в форме нуля.
Чтобы дата еще лучше уложилась в памяти, можно из названий придуманных для цифр рисунков составить предложение. Чем забавнее оно будет, тем лучше запомнится нужная дата.
Первокласснику запомнить состав числа поможет такой прием: изображение комбинаций чисел с помощью забавных рисунков. Например, состав числа 8: треугольник и пятиконечная звездочка, держащие друг друга за руки (3+5); дверной замок с поднятой дужкой и ключ в форме цифры 2 (6+2) и т. п. В любом случае вы, как любящие родители, выберите именно тот способ запоминания, который не только любим вами, но и понятен ребенку.
Материал подобран и обработан
педагогом-психологом ГОУ СОШ №937 Стрельниковой О.С.


 
nataliaДата: Воскресенье, 18.09.2011, 01:34 | Сообщение # 12
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Если ваш ученик слишком неусидчив и часто отвлекается - помогите ему.


Словесные замечания не очень эффективны, в силу своих возрастных особенностей дети умело пропускают их мимо ушей.

В первом - втором классе у них ещe не развито произвольное поведение (то есть умение действовать активно, самостоятельно, без поддержки со стороны).

Вот два способа, как этого добиться - просто и эффективно.

Предположим, ребёнок делает уроки.

Первый способ. "Секундомер".

Вы садитесь рядом, берeте в руки секундомер, а ребeнок делает уроки. Как только он отвлекается, вы включаете секундомер. Потом можно просуммировать все отвлечения и подсчитать «чистое» время, которое потребовалось для того, чтобы сделать задание. Детей результат очень впечатляет. Сразу же сам собой отпадает вредный вопрос: "почему так долго делаются уроки".

Почему это работает: это наглядно покажет, куда уходит время.

Почему способ эффективен: как только включается секундомер, ребенок тут же снова берется за работу. Сначала можно сидеть рядом, а потом и в сторонке (но не забывайте наблюдать!).

Если секундомера нет, подумайте, чем можно его заменить. Например, секундная стрелка и запись на листочке.

Способ второй. "Песочные часы".

Даете задание, переворачиваете песочные часы и уходите.

Почему это работает: потому что это наглядно: ребенок видит, как "течет" время, и это помогает ему регулировать темп своей деятельности. Самому.

Материал подобран и обработан
педагогом-психологом ГОУ СОШ №937 Стрельниковой О.С.


 
nataliaДата: Воскресенье, 18.09.2011, 01:35 | Сообщение # 13
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Чему надо научить своего ребенка?


В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет. Какие-то умения и знания более важны, другие менее. Американский педагог Эда Ле Шан выделила несколько важных моментов, которым родители могут и должны научить своего ребенка, чтобы подготовить его к взрослой жизни.

1. Любить себя. Любить себя - это не значит делать только то, что хочется. Любить - это значит ценить собственную жизнь. Любить себя - это значит управлять своими чувствами, своими эмоциями. Любить себя - бережно относиться к тому, что окружает. Любить себя - делать так, чтобы не было лишних замечаний, поучений, наказаний. Любить себя - чувствовать себя человеком, причем хорошим человеком, а не ущербным. Чувство собственной уникальности - жизненно важная часть человеческого существования.

2. Интерпретировать поведение. Ребенок должен понимать, что настроение человека может зависеть от разных причин и что если его поведение не совпадает с настроением взрослых, то это может вызвать конфликты. Нужно уметь видеть настроение других людей и строить свое поведение в соответствии с этим.

Помимо того, что ребенку надо уметь видеть настроение других людей, ему надо научиться объяснять и свое собственное поведение. Осознание своего поведения, своих проступков поможет ребенку принимать в каждом случае необходимое решение для выхода из создавшейся ситуации.

3. Общаться при помощи слов. Любой ребенок должен уметь рассказать о своих чувствах и переживаниях словами. Это важно, чтобы взрослый мог понять его и, при необходимости, помочь принять нужное решение.

4. Понимать различие между мыслями и действиями. Не умея этого делать, ребенок очень трудно входит в работу. Мысли, особенно тревожные, заполняют все его сознание, и он не в состоянии переключиться на выполнение задания. Важно научить маленького человека тому, что успешно можно делать лишь то, о чем думаешь. Если делаешь одно, а думаешь о другом, то очень трудно выполнить работу качественно.

5. Интересоваться и задавать вопросы. Ребенок от природы любознателен. И чтобы много знать, надо уметь спрашивать, задавать вопросы. Не убивайте у ребенка этого желания. Без желания задавать вопросы не появится желание учиться. Важно, чтобы взрослые не только отвечали на вопросы ребенка, но и учили его самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы путем рассуждения, а может быть, и порекомендовали ему прочесть об этом в книге. Поощряя любознательность ребенка, мы развиваем его интеллектуальные способности. Ребенку необходимо знать, что некоторые вопросы не имеют ответа. Возможно, на некоторые из них ему придется ответить самому. Наука и практика пока не получили ответов на многие вопросы.

6. Не бояться неудач. Это необходимое условие взросления. Чтобы научиться чему-либо, мы должны не бояться ошибок. Человек, как правило, учится на своих ошибках. Умение пережить неудачу, начать все с начала, а не падать духом - очень важное умение. Ни одно большое открытие не давалось без большого числа предшествующих ему испытаний и неудач. Любая работа - это риск, где всегда возможен либо выигрыш, либо проигрыш. Надо не бояться рисковать.

7. Доверять взрослым. Постарайтесь не обманывать ребенка, будьте с ним честным. Дети тонко чувствуют фальшь. Мы платим доверием ребенка к нам за те игры, в которые мы играем с ними, чтобы избежать слез. Старайтесь быть честными практически во всех случаях, а если что-то не получается, то попытайтесь это объяснить ребенку. Вполне можно дать понять ребенку, что не все люди одинаково добрые, но большинство все же добры. Недоверие возникает из ощущения неприятных качеств личности человека. Для детей такое ощущение - не редкость. Важно показать ребенку, что часть людей наделена отрицательными чертами. Они практически есть в каждом человеке. Человек не может состоять из одних достоинств или недостатков. Не было бы недостатков, не видно было бы и достоинств, и наоборот.

8. Думать самому. Этому легко научиться. Надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свои суждения, не боясь, что его накажут. Когда мы демонстрируем уважение к его мнению, обсуждаем ситуацию "на равных", высказываем свое мнение, мы учим ребенка анализировать последствия действий прежде, чем он их совершит. Мы готовим его к принятию самостоятельных решений. Особенно важно научить ребенка говорить "нет", отказываться от чего-то - это очень важное качество человека. Не каждый способен сказать "нет".

Ссылка на статью


 
nataliaДата: Воскресенье, 18.09.2011, 01:35 | Сообщение # 14
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Любить ребенка


Любите ребенка просто так, ни за что, а потому, что он есть, что он ваш ребенок. Все дети нуждаются в любви.

Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, и самый красивый, и самый незаменимый цветок в букете, имя которому - Нравственность. Любя своих детей, вы учите их любить вас.

Любовь - это трудная работа. Трудная, потому что ежесекундная, невидимая, кропотливая работа души. Мы учим всему, но забываем о самом главном - учить умению любить. С самого рождения, без перерывов на каникулы.

Любви нельзя научить в теории. Ваши дети должны видеть, что вы умеете любить, верно самоотверженно. Не стесняйтесь, показывайте своим детям любимые вами мелочи, которые напоминают о любви близких вам людей, их внимании к вам.

Давайте не забывать почаще говорить друг другу простые добрые слова. Умеем ли мы это делать? Воспитана ли в нас такая незаметная, деликатная доброжелательность?

И если ребята приучены встречать уставшего отца в коридоре, нести ему тапочки, они через много лет не оставят его, постаревшего, больного, в одиночестве.

Когда подрастающий человек начинает самостоятельно постигать мир, ему очень нужна уверенность, что за спиной у него все надежно и спокойно, что охраняет его не просто мамина и папина забота, а огромная, вечная любовь.

Нашему взрослому миру так не хватает порой тепла. Может быть, его сумеют спасти дети, которых мы научим любить.

Любовь и справедливость нужны нашим детям, а значит, умейте уступать, прощать, где это нужно и возможно.

Любить - значит верить в ребенка. Если вы считаете, что ваш ребенок беспомощен, труслив, вы, совершенно не осознавая этого, будете делать все, чтобы сделать ребенка именно таким. Если же вы уверены, что ребенок изначально наделен положительными качествами, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на ребенка в этом направлении.

Ребенок с малолетства должен знать, что любовь к маме, папе, бабушке, другу, подружке - это прежде всего готовность отдавать, готовность жертвовать.

Удивительно как-то устроен мир: беззаветно и безоглядно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда и души. Выросшие внуки скучают не по той бабушке, которая дарила дорогие подарки, а по той, которой надо было таскать воду, вскапывать и полоть огород, колоть дрова.
И маму особенно любят те дети, которые с младенчества привыкли заботиться о ней, помогать, которые несли домой из детского сада конфету, выданную на полдник.

Недаром выведена психологическая формула: заботимся о том, кого любим, и любим тех, о ком заботимся.

Родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве, он будет любим и в старшем возрасте, и сам будет способен любить. Боль за ребенка - это тоже выражение заботы и любви к нему.

Проявление заботы о других - высшая форма человеческого существования.

Почти невозможно стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытал заботы и любви.

Учите великодушию и деликатности - не откладывайте это на потом.

Учите детей отдавать и жертвовать, без этой науки ни они, ни вы не будете счастливы.

Настоящая родительская любовь - это любовь разумная, требовательная. Она там, где учат детей самостоятельности, выражают доверие, уважение к ним. Совместный труд родителей и детей сближает их, доставляет радость общения, сплачивает семью. Дети дорожат совместными занятиями спортом, чтением, рыбалкой, посещением театра, парка, цирка, ждут их. Обмен впечатлениями и переживаниями возможен лишь в семье, где есть общие интересы.

Внешние формы проявления любви в разных семьях различны. В одних - бесконечно щедры поцелуи и ласки. В других семьях - теплые и сердечные отношения скрываются за внешней сдержанностью, даже суровостью. И, говоря о любви, надо помнить одно правило - в любви не должно быть притворства, нельзя унижать ее банальностью и пошлостью. Любовь ребенку необходима, но она должна быть умной: не уродующей личность ребенка, а раскрывающей в нем все доброе и светлое. Любовь помогает ребенку относится к себе как к личности.

В. А. Сухомлинский, говоря о любви родителей и детей, выделил ряд моментов, которые желательно учитывать в воспитании детей.

Десять "нельзя" В. А. Сухомлинского

1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся.
2. Нельзя смеяться над старостью и старшими людьми.
3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми.
4. Нельзя выражать неудовольствие тем, что у тебя нет той или иной вещи.
5. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что не берет себе.
6. Нельзя делать то, что осуждают старшие.
7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.
8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших.
9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.
10. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый пожилой человек.

Специальные исследования установили, что "нельзя" обычно сильнее побуждает к действию, чем "надо".

Слепая родительская любовь

"Материнская любовь слепа" - гласит народная пословица. Всепоглощающая любовь заставляет родителей оправдывать недостатки ребенка, его проступки, воспринимая их как случайные, или, что хуже, объяснять их формированием положительных черт характера. И тогда в грубости и упрямстве мальчика они видят признак будущего мужества и настойчивости, а в капризах девочки - будущую женственность.

Корень воспитательной порчи, по меткому выражению русского демократа Н. В. Шелгунова, заключается в чадолюбии. Слепая родительская любовь превращает ребенка в кумира, его ограждают от забот и трудов, потакают прихотям, захваливают и даже учатся за него, создают безоблачную жизнь своему чаду. На самом деле родители готовят своим детям тяжелую судьбу. Ребенок вырастет эгоистом, белоручкой, человеком, не приспособленным к жизни.

Эгоистичные, избалованные дети требуют к себе исключительного внимания, ухода за собой, принимая все услуги как должные. Отношения этих детей со взрослыми двойственны: пока те потакают им, они ласковы, как только появляются запреты, - они становятся грубы и дерзки. С родными внешне вежливы, но невнимательны к их переживаниям. У таких детей, которым все позволено, очень часты конфликты со сверстниками, поскольку у них не развиты навыки самоограничения. Особую неприязнь они вызывают тем, что по всякому пустяку жалуются взрослым. Они преувеличенно чувствительны, громко плачут, обвиняют всех в несправедливости, а в отношении себя они очень снисходительны.

Ребенок ни в коем случае не должен стать явным центром внимания и заботы семьи. Лучшим вариантом будет тот, если в центре внимания окажется мать. Она обо всех заботится - так и должно быть при правильной организации семьи. Отец и старшие дети выражают ей свои добрые чувства, и этим примером учат малыша заботиться о других.

Любовь - это чувство взаимное. Односторонняя любовь порождает эгоизм. Не научите детей любить, будете страдать на старости лет.

Крайности родительской любви

Любить - значит все разрешать ребенку, предоставлять ему полную свободу.
Любить - значит все делать за ребенка, материально его обеспечивать.
Любить - значит неусыпно контролировать каждый его шаг, каждое его действие.
Любить - значит постоянно выражать свои чувства к ребенку, обнимать, целовать его.
Любить только за что-то: за успехи, за похвалу окружающих, за какие-либо достоинства.

Как и во всем, в любви нужно чувство меры, крайности могут иметь отрицательные последствия для ребенка.

Ссылка на статью


 
nataliaДата: Воскресенье, 18.09.2011, 01:36 | Сообщение # 15
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Вежливость


Вежливость внешне проявляется в соблюдении правил приличия, принятых обществом.
Воспитание вежливости начинается в семье. Именно здесь учат ребенка искусству человеческого общения. Вежливость раскрывает внутреннюю культуру человека через сумму поступков по отношению к другим людям.

Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим нас людям, умение вести себя в зависимости от сложившейся конкретной обстановки.
Не только детям, но многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму.

Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.

Сегодня мы вкладываем в понятие вежливости не только и не сколько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не позволит себе оскорбительное отношение к окружающим, небрежное отношение к природе.

Современный воспитанный человек - личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них, управлять своими эмоциями. Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном поведении. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей.

Напомним некоторые правила вежливости:
1. Не забывайте здороваться при встрече со знакомыми людьми.
2. Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.
3. Входя в дом, помещение, мальчики должны снимать головной убор. В кино и театре головные уборы должны снимать и девочки.
4. В кино и театре (в других общественных местах), когда нам нужно пройти на свое место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, надо извиниться и пройти лицом к ним.
5. В транспорте вежливые мальчики и девочки обязательно уступят место пожилому человеку, женщине.
6. В гостях (и в других местах) мальчики садятся тогда, когда уже сидят девочки. Невежливо, когда мальчик сидит и разговаривает со стоящей рядом с ним девочкой.

Выучить эти правила несложно, но главное - не знать, а уметь. Умение возникает только тогда, когда перед детьми будет пример взрослых. Какие взаимоотношения царят в семье, такие и принесет ребенок в школу, таким образом, будет общаться с окружающими. Понятие вежливости теоретически усвоить сложно, вежливость формируется практически.

Ссылка на статью


 
nataliaДата: Воскресенье, 18.09.2011, 01:37 | Сообщение # 16
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Поощрение


Каждый воспитательный прием, как лекарство, может приносить пользу, а может - и вред.

Рассмотрим "за" и "против" педагогического приема поощрения.

Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий.

Поощрение может принимать форму одобрения, поддержания ребенка, показа его правильных действий. Это может быть кивок головы, улыбка, добрые слова по поводу сделанного. Для ребенка очень важно знать, что его действия воспринимаются взрослыми положительно, что он на верном пути.

Поощрение поможет расширению прав ребенка, изменению его обязанностей, использованию различных моральных санкций. Все это, если применять разумно, помогает становлению личности.
Поощрение может выступать в форме похвалы. Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе.

По уровню своей культуры мы очень скупы на похвалу. Она необходима любому человеку, а ребенку - особенно.

Кому не нравится, если его хвалят? Похвала поощряет старания ребенка, облегчает работу, она становится средством, стимулирующим самосознание. Чем меньше ребенок, тем он непосредственнее радуется похвале.

Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя ждать, как по расписанию.

Она должна быть конкретной, за конкретное дело. Хвалить следует так, чтобы в похвалу верилось.
Подарки детям - одно из важных средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своим подарком взрослые стремятся доставить радость. Для детей начальной школы подарки лучше выбирать такие, из которых им придется что-нибудь сделать, приложить фантазию: разобрать, собрать. Продумайте процедуру дарения, чтобы это было запоминающимся моментом. Предпочтительнее покупных подарков - подарки, сделанные своими руками.

Независимо от того, как учится ребенок, ведет себя, подарки он должен получать всегда в соответствии с традицией семьи: к Новому году, ко дню рождения и другим праздникам. Эти подарки не являются поощрением, они приносят радость ребенку, доказывают любовь родителей к нему.

Следует заметить, что наиболее существенные педагогические ошибки допускают родители именно при поощрении детей: награда за хорошую учебу, овладение каким-либо умением. Вся деятельность ребенка в этом случае направлена на то, чтобы получить награду, неважно каким способом это будет сделано.

Поощрять за успешную деятельность - значит постепенно приучать ребенка к тому, что все его действия будут вознаграждаться извне.

Постоянное подчеркивание успехов или качеств ребенка, восхищение его способностями приводит к тому, что дети верят в свою исключительность.

Похвала может дезориентировать ребенка. Если в семье малыша постоянно хвалят, то у него создается завышенный уровень притязаний и самооценки. В результате формируется эгоцентричная личность. Нельзя, чтобы ребенок делал все ради поощрения, получая его за каждую мелочь.

Похвала приводит к зазнайству, к завышенной самооценке, что может не совпадать с реальной деятельностью ребенка. Тогда все успехи ребенок будет связывать с собой, а во всех неудачах винить других.

Частые похвалы и награды обесцениваются в глазах ребенка, он теряет к ним интерес.
Похвала дурно сделанного становится оскорблением и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает.

Очень занятые и обеспеченные родители часто дают детям деньги просто так. Они понимают, что слишком мало уделяют внимания детям, и компенсируют это денежной щедростью. Дав детям деньги, они полагают, что выполнили родительский долг. "Легкие" деньги очень вредны, они развращают детей. Так же вредно и много подарков. Это развивает неуважительное отношение не только к подаренным вещам, но и к тем, кто такие подарки дарит. Дорогие подарки детям очень быстро надоедают.

Избалованный дорогими подарками ребенок начинает требовать новых и новых доказательств любви родителей. И если они не делают таких подарков, то возникают конфликты.
Отсутствие похвалы или подарков, к которым привыкли дети, очень часто приводит их к нервным срывам, вызывает капризы, которые со временем очень трудно исправить.

Подумайте, все ли вы делаете для того, чтобы не создавать такие ситуации?

Наказание


Как и любое явление, наказание имеет свои положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим "за" и "против" этой воспитательной меры воздействия на ребенка.
Наказание - это очень сильное средство воздействия на ребенка. Оно заставляет его испытывать чувство стыда, раскаяния за свой поступок. А стыд вызывает недовольство собой, желание исправиться.

Сущность наказания - переживание.

Наказание не несет вреда, если ребенок чувствует, что оно относится не к его личности, а только к его проступку.

С ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершает проступок, требующий наказания. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он и не прав. В общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым. Обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку проступка на всю личность. Можно предложить самому оценить свой проступок и определить наказание для себя.

Самым большим наказанием, как принято считать в психологии воспитания, должно быть огорчение родителей. В. Г. Белинский писал: "Суровый взгляд, холодное вежливое общение, косвенные упрек, деликатный намек, отказ в прогулке - вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправления".

Наказанием могут выступать изменение прав и обязанностей ребенка, различные моральные санкции, замечания, лишение каких-либо удовольствий.

Наказать - это совсем не обязательно отшлепать или грубо накричать. Для младших школьников отсутствие похвалы - это уже достаточно сильное наказание. Другая подобная возможность наказания - отказ общения. Нужно ребенку напоминать несколько раз об этом. Наказания такого рода должны применятся не долго. После него должно наступать примирение.

Для детей 6-8 лет наказание должно сразу следовать за проступком. Для более старших детей наказание может быть отсрочено на некоторый срок (ребенку надо сказать об этом), но не на другой день.

Наказание помогает ребенку расти, если оно соответствует его реальным потребностям.

"Нужно предъявлять человеку больше требований, - писал А. С. Макаренко. - Если от человека не потребовать многого, то от него не получишь многого"( с. 125)

В то же время Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более осознающим свое достоинство.

Одно и то же наказание может оказать на разных детей разное влияние. Характер наказания зависит от многих факторов. Наказание всегда индивидуально.

Януш Корчак утверждал, что не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактика договоренности, вера в опыт, сотрудничество помогут воспитанию.

Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к сотрудничеству.

Наказание может нести и отрицательный эффект. Против наказания можно привести ряд доводов.
Любое наказание - это конфликт. Конфликт может быть вызван и ошибками взрослого.

Никто - ни ребенок, ни взрослый - не любят надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство. Особенно когда это происходит публично. Наказание всегда связано с ошибкой. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желанной цели.

Родители иногда считают, что хорошая затрещина - лучший способ образумить своего ребенка, ссылаясь при этом на собственный опыт.

Если родители бьют ребенка, это означает, что их воспитательные усилия не достигают цели. Взрослый пользуется правом сильного, хотя этот вид наказания уничтожает даже надежду на возможность взаимопонимания между ним и ребенком.

Наказывая ребенка, родители прежде всего расписываются в собственном педагогическом бессилии, в предыдущих своих ошибках и неудачах, в своей воспитательной неграмотности и неумелости. В какой же неприглядной роли выступаем мы, взрослые, поднимающие руку или оскорбляющие словом человеческое достоинство незащищенных детей?!

Никакое самое "безболезненное" физическое наказание не является положительным методом воспитания. Нельзя растить страх в ребенке. Подобные меры воздействия развивают в детях чувство унижения, неравенства, зависимости, обиды, озлобленности. Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом, лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывать взрослых.

Физическое наказание, по мнению психологов, действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребенок начинает бояться только его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требований и приличий в отношении других людей. Зло наказания в том, что, устраняя один конфликт, оно создает другой, требующий еще наказания и еще. Постоянные наказания отталкивают ребенка от человека, который его наказывает.

Несправедливое наказание озлобляет. Если ребенку говорить о том, что он плохой, то он и будет считать себя таким.

Если вы полагаете, что с помощью порки и других наказаний можно воспитать граждан, которые будут жить в свободном, демократическом обществе, то такими методами вы воспитаете рабов, которые склоняют голову перед господином, готовясь к реваншу или разбою.

Дети, которых бесчеловечно унижали, завтра сами захотят командовать другими, с помощью той же грубой силы. Дисциплина, которая держится на принуждении как в школе, так и в семье, косвенно, но неизбежно готовит детей к порабощению, к диктатуре, к фашизму. Такие мысли высказал французский педагог-гуманист С.Френе.

Социологические исследования показали, что 31% родителей убеждены, что порка - лучшее средство поддержания дисциплины и нравственности, 59% используют моральные формы воздействия.

47% детей уже сегодня уверены, что они будут бить своих детей, 22% заявляют, что не будут бить и лишь 18% считают, что вообще не будут наказывать своих детей.

Больше всего наказывают детей в возрасте 10-11 лет. В 74% семей детей наказывают физически; 21% родителей находят другие способы наказания; и только 5% - предпочитают не наказывать детей вообще.

Не скрываются ли корни жестокости за тем фактом, что многие дети уже сейчас говорят, что будут бить своих детей?

Ссылка на статью


 
nataliaДата: Воскресенье, 25.03.2012, 18:18 | Сообщение # 17
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Как относится к отметкам ребенка.

• Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

• Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

• Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

• Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

• Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

• Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

• Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

• Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
• Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

• Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.


 
nataliaДата: Воскресенье, 25.03.2012, 18:29 | Сообщение # 18
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям — моим родителям

1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
4.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
5. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
6.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В
противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
7. Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
8 .Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».
9. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
10. Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их
закрепить.
11. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
12. Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если
услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
13. Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
14. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною,— это преступление. Я должен
научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
15. Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
16. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.
17. Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
18. Не забудьте, что я развиваюсь, а значит — экспериментирую. Таким образом я учусь.
Примиритесь, пожалуйста, с этим.
19. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на
собственном опыте.
20. Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать
удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
21. Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
22. Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
23. Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
24. Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть
достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
25. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
26. Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
27. Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
28. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
29. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.
30. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!


 
nataliaДата: Воскресенье, 25.03.2012, 18:33 | Сообщение # 19
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Формирование у ребенка желания учиться
Первый класс - это существенные изменения в жизни маленького человечка, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, и вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но также таящий в себе некоторые опасности.
Подготовка ребенка к школе должна включать в себя не только определенный набор знаний, умений и навыков, которые обязательно потребуются от него в процессе школьного обучения. Не менее важна психологическая готовность маленького человечка к наступлению нового этапа в его жизни.
Это также и начало нового этапа в жизни семьи, в которой воспитывается первоклассник. От родителей тоже требуется определенная психологическая готовность помочь юному человечку вступить в новый мир.
Ваша задача - помочь ему преодолеть трудности в начале школьного пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность - порой от того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей жизни. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное представление о школьной жизни, дабы впоследствии предотвратить разочарование или даже отвращение, вызываемое у ребенка школой.
Дети являются свидетелями активной подготовки к школе: они присутствуют при записи в школу, видят, как приобретаются школьные принадлежности, и это несколько успокаивает их, настраивает на позитивное восприятие школы, вызывает интерес.
Зачастую у детей складывается неправильное представление о школе. По их мнению, школьник - это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку школьной жизни, не замечая трудностей реального школьного обучения.Ребята воспринимают в этом возрасте свою жизнь как некую игру, так же предстает в их воображении и школа.
Ребенок, чье представление о школе было основано на игре, может уже с первых дней школьного обучения почувствовать себя обманутым, ведь в школе приходится не только играть, но и по-настоящему трудиться.
Безусловно, важно, чтобы изначально у малыша сложилось позитивное представление о школе, ибо школьная жизнь полна приятных моментов. Учиться в школе интересно и занимательно, однако не стоит при этом игнорировать те трудности, которые возникают в процессе обучения. Система подготовки ребенка к школе обязательно должна включать в себя психологическую подготовку малыша к продолжительному обучению.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с радостью, чтобы он овладел необходимыми знаниями и умениями, расскажите ему о школьной жизни так, чтобы заинтересовать его, но не приукрашивайте реальное положение вещей.
Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Следует воспитывать интерес у детей к содержанию самих занятий, к получению новых знаний.
Не выражайте своей негативной оценки к школьному обучению. Ни при каких обстоятельствах не следует говорить ребенку о том, что в школе неинтересно, что школьное обучение - это напрасная трата времени и сил.
Кроме того, еще до поступления в первый класс у ребенка необходимо выработать набор качеств и свойств личности, которые значительно облегчат его существование в школе. Среди таких качеств принято выделять хорошую память, сообразительность, любознательность, развитое воображение, начальные навыки чтения, письма и счета. Очень важно, чтобы у ребенка было развито внимание, поскольку ему необходимо уметь концентрироваться, нужно выработать способность к длительному сосредоточению.Для детей младшего школьного возраста такая длительность составляет обычно 15-20 минут.
Для успешного вхождения дошкольника в новую жизнь необходимы еще и такие качества, как физическая ловкость, организованность и аккуратность, дружелюбие, умение общаться со сверстниками и со взрослыми. Нужно также сформировать определенные волевые качества, основным из которых является способность делать не только приятную и привлекательную работу. Ребенок должен уметь заниматься такой деятельностью, которая не вызывает удовольствия, но которую так или иначе необходимо выполнить.
Следует ли из этого, что хорошо учиться в первом классе будут только дети, обладающие всеми вышеперечисленными качествами? Конечно же это не так, ведь у каждого ребенка есть свои достоинства и свои недостатки.
Так, например, любознательный ребенок с легкостью откликается на все новое, но при этом не любит повторения пройденного и у него серьезные проблемы с усидчивостью. Дружелюбный ребенок, легко завязывающий новые контакты, в свою очередь склонен беспрестанно болтать с одноклассниками во время урока и т. п.
Конечно же, речь не идет о том, чтобы до поступления в школу выработать у малыша все вышеперечисленные личностные качества, поскольку это просто невозможно. Тем не менее, практически все эти качества не являются врожденными. Следовательно, при соответствующем подходе их можно сформировать.
Для успешного обучения в школе детям необходимо понимать учебную задачу, т. е. тот способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимо, чтобы у детей было развито произвольное внимание, умение планировать и контролировать свою деятельность, умение концентрироваться, сосредоточивать свое внимание на конкретном предмете.
Для успешного обучения необходимо также умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные подготовительные упражнения, описанные ранее, которые призваны сформировать речемыслительную деятельность ребенка.
Важно также и то, чтобы в процессе дошкольного воспитания дети уже научились правильно себя вести, не нарушать порядок и не мешать окружающим. Потому что тем детям, которым только в школе впервые приходится постигать смысл слов "надо" и "нельзя", на первых порах придется очень нелегко.
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение с позиций, что хорошо, а что плохо, ему будет трудно привыкнуть к жизни в школьном коллективе.
Особенно сложно в младших классах придется тем детям, которые воспитывались дома и не посещали детский сад. Поэтому, постарайтесь все же обеспечить ему нормальное общение со сверстниками.
Коллективные игры позволят детям научиться терпимо относиться к другим, уважать чужое мнение. Хорошо также проигрывать с детьми разнообразные конфликтные ситуации. Это развивает в них терпимость, учит сдержанно и спокойно реагировать на конфликт.
Родителям также необходимо вовремя проверить своего ребенка у логопеда. Дефекты речи тормозят формирование навыка письма по слуху и затрудняют овладение грамотой.
Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.
- Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.
Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети".
Таким образом, комплексная подготовка детей к школе определяется не только умением читать, писать и считать. Она также включает в себя физиологическую и психологическую готовность дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.


 
nataliaДата: Воскресенье, 25.03.2012, 22:17 | Сообщение # 20
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.

• Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.

• У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

• Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков,
интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

• Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

• Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

• Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.

• Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

• Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

• Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

• Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

• Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

• Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

• Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

• Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

• В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!


 
Мой класс » ГОУ СОШ 141 г. Санкт-Петербург » Для вас, родители » Беседы для родителей.
Страница 2 из 4«1234»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz