КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
• Приготовь все необходимое для заданий: тетради, учебники, карандаши, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
• Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
• Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
• Выполняй задание четко, аккуратно.
• Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на несколько минут.
• Выполняй все задания, еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли предметам.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ
• Внимательно прочти заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
• Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
• Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
• Обращай внимание на непонятное в тексте.
• Выпиши непонятные слова.
• Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.
ДИАЛОГ С АВТОРОМ
• Какой вопрос задает тебе автор произведения?
• Как он сам на него отвечает?
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО
• Старайся отделить главное от второстепенного.
• По ходу чтения составляй устный или письменный план.
• Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
• Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
• Перескажи текст по плану. Проверь себя.
РАБОТА С ВОПРОСАМИ В КОНЦЕ ТЕКСТА
Прочти вопросы. Ответ найди в тексте, отметь карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы не вслух, а про себя
РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
СТИХОТВОРЕНИЕ.
• Как называется стихотворение? Кто его автор?
• Прочти стихотворение. О чем оно?
• Какие чувства автора выражены в нем?
• Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
• Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
• Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.
РАССКАЗ
• Как называется рассказ? Кто его автор?
• Прочти рассказ. Какие действия происходят в нем и когда?
• Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лих понравился и чем именно?
• О чем ты думал, читая рассказ?
БАСНИ
• Как называется басня? Кто ее автор?
• Прочти басню. Какие события в ней описываются?
• Кто действует в басне?
• Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.
• Что осуждается в басне? Какова ее мораль?
• Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
• Что должен понять читатель из этой басни?
• Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.
СТАТЬЯ
• Запомни, как называется статья и кто ее автор.
• Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
• О ком или о чем эта статья?
• О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
• Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
• Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
• Что нового ты узнал из прочитанного?
МАТЕМАТИКА
Алгоритм работы над задачей
• Прочти текст задачи по частям.
• Составь графическую схему.
• Составь выражение.
• Найди результат.
• Проверь решение и запиши ответ.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Как готовить домашнее задание
• Обязательно проведи работу над ошибками, которые ты допустил при выполнении предыдущего письменного домашнего задания. Используй памятку по работе над ошибками.
• Повтори правило, которое ты забыл.
• Повтори заданное правило.
• Придумай свои примеры, запиши их. Проверь, правильно ли ты записал слова, применяя это правило.
• Внимательно прочти задание к упражнению.
• Подумай, что будешь выполнять сначала, а что потом.
• Внимательно прочти все упражнение.
• Устно выполни задание к нему.
• Аккуратно выполни упражнение письменно.
• Внимательно проверь свою работу.
Алгоритм работы над орфограммой
(решение орфографической задачи)
• Увидеть орфограмму в слове.
• Определить, проверяемая она или нет. И если да, то к какой грамматико-орфографической теме она относится, вспомнить правило.
• Определить способ решения данной задачи в зависимости от вида орфограммы.
• Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи.
• Решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по намеченному алгоритму.
• Написать слово и осуществить самопроверку.
СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ
• Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
• Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
• Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
• Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!
• Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ
• Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
• Прочти фамилию автора, название книги, издательство.
• Прочти предисловие или вступление.
• Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.
• Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
• Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
• Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть ее своим товарищам.
КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ
• Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
• Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.
• Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.
КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ
• Читай медленно, не спеши.
• При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.
• Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.
• Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.
• Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.
• После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.
КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ
• Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.
• Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
• Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?
• Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.
• При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.
• Делись с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
• Внимательно прочти в дневнике задание на дом.
• Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочти еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.
• Перескажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?
• Подумай, какая мысль в рассказе главная?
• Что нового ты узнал из рассказа?
• Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА
• Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
• Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
• Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
• Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА
• Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочти текст без этих предложений.
• То же самое сделай и с другими частями.
• Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
• Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ
• Прочти рассказ или одну законченную часть.
• Определи количество картин.
• Подумай, о чем каждая картина.
• Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
• Представь картину мысленно.
• «Нарисуй» картину словами.
|