Персональный сайт учителя начальных классов Обуховой Натальи Владимировны

Суббота, 27.04.2024, 13:04


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Литературное чтение Регистрация Вход


Меню сайта

Последние новости
[12.03.2020]
Конкурс «Футбол в объективе» (0)
[12.03.2020]
Победа в городском конкурсе видеоработ "Одноклассники читают классику" (0)
[02.02.2020]
Семейный шашечный турнир – 2020 (0)
[28.12.2019]
С новым 2020! (0)
[02.11.2016]
Конкурс стихов о Санкт-Петербурге (0)

Жемчужина мысли

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кто был сегодня

20.05.2020 Марк Твен "Приключения Тома Сойера" Образы главных героев.
Начнем урок

Основная часть
Тренировочные задания
Презентация к уроку

 

Сегодня мы…

·                   Погрузимся в мир Тома Сойера и его друзей.

·                   Дадим характеристики героев повести «Приключения Тома Сойера».

·                   Поразмышляем над средствами раскрытия героев у Марка Твена.

А пока что присоединимся к Мише, он работает над его великим романом!

– Кажется, наш писатель  приуныл, – заметил Артем. – Что случилось на этот раз?

– Да я всё размышляю над героями, – ответил Миша. – Теперь я понял, что героем в моём тексте будет мальчик нашего с тобой возраста. Но каким его нужно сделать?

Иными словами – что делает некоторых литературных героев такими привлекательными? Почему они становятся кумирами целых поколений?

– У меня есть по этому поводу теория, – солидно заметил Артем. – Никому не говори, но я собираюсь стать литературным критиком…

– Ой-ой-ой… – застонал Миша. – Трудно мне придётся, когда я начну публиковать свои шедевры!

– Так вот, я заметил, что у самых лучших литературных героев есть несколько качеств, – продолжил Артём.

Первое – характеры должны казаться правдоподобными. Читатель должен поверить, что такой герой мог существовать. И если двенадцатилетний мальчик – великий гений, который не проявляет человеческих эмоций и решает все проблемы щелчком пальцев – это неправдоподобно.  

Второе – в герое должно уживаться несколько качеств. Ведь люди проявляют как плохие, так и хорошие стороны. И если сделать героя идеальным, ничего не боящимся и не совершающим ошибок – то образ покажется простым и плоским.

 И третье – образ героя должен соответствовать времени и месту, в котором он живёт. Потому что очень многое в наших привычках определяет эпоха, традиции нашей страны, семья. Представьте такую картину – обычный ученик простой московской школы ничего не знает про смартфоны, игры, фильмы, зато хочет сбежать и стать морским разбойником. Это как минимум будет выглядеть странно!   

– Отличная тема для размышления, - заметила Алина. – А знаете, какая книга лучше всего годится для подтверждения этой теории? Повесть «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.

В этой книге Марк Твен погружает нас в мир двенадцатилетнего мальчишки. И создаёт немало ярких, сочных, колоритных образов.

Но самый яркий – это, конечно, образ самого Тома Сойера. Правдоподобный ли это образ? Да. Перед нами обычный озорной мальчишка, который живёт в маленьком американском городке. И многое в этом образе кажется близким и знакомым.

Например, вот Том задирается с новеньким в городе мальчиком.

«И тогда Том говорит:

— Ты трус и щенок! Вот я скажу моему старшему брату — он одним мизинцем отколотит тебя. Я ему скажу — он отколотит!

— Очень я боюсь твоего старшего брата! У меня у самого есть брат, еще старше, и он может швырнуть твоего вон через тот забор. (Оба брата — чистейшая выдумка).

— Врёшь!

— Мало ли что ты скажешь!»

В образе Тома очень много узнаваемых черт самого обычного мальчишки. Например, он не любит учиться. Не прочь стянуть лакомство. Любит хвастаться и преувеличивать. Обожает игры и выдумки. Часто поступает необдуманно и легкомысленно. В общем-то, эти черты мы видим и в других мальчишках – Гекльберри Финне и Джо Гарпере.

Но что отличает Тома от других? У него душа романтика и очень бурная фантазия. Он страстно стремится познать этот мир, ему хочется совершить что-нибудь великое. Том жаждет подвигов и приключений, жаждет свободы.

И не только в игре. Ведь он действительно совершает своего рода подвиг, жертвует собой ради Бекки Тэчер. И смелости Тому не занимать по-настоящему – ведь он переступил через страх и спас человека, которого невинно обвинили в убийстве.

Заблудившись в пещере, Том тоже ведёт себя по-взрослому – достойно и смело. Он сохраняет самообладание и

приободряет Бекки. Он здраво рассуждает, что нужно оставаться там, где есть вода. И не перестает искать выход.

И уже заметно, что образ Тома Сойера – сложный. В нём сочетаются самые разные качества.

С одной стороны, это лень и озорство – мы видим, как Том отлынивает от учёбы и труда. С другой – он способный и энергичный мальчик. И при желании может горы свернуть – и выучить стишок, и устроить побелку забора, и перерыть двор дома, чтобы найти клад.

С одной стороны – Том иногда мошенничает. Например, когда пытается нечестно получить Библию. Но с другой – у Тома есть и понятия о чести и благородстве. Например, тихоня-Сид разболтал секрет о подвиге Гека вдове. И Том злится на него:

«— Сид, в целом городе есть только один человек, способный на такую низость, — это ты! Будь ты на месте Гека, ты позорно улизнул бы с горы и даже не заикнулся бы про этих грабителей. Ты только и способен на подлости и терпеть не можешь, чтобы хвалили других за какое-нибудь хорошее дело. Вот тебе! Получай!»

С одной стороны – довольно часто Том ведёт себя грубо и иногда даже жестоко. Он разбивает сердце своей тётушке, сбегая из дома. И злорадно смакует муки Бекки Тэчер, прогуливаясь перед ней с другой девочкой.

Но проходит немного времени – и мы видим, как Тома мучает совесть. Он чистосердечно раскаивается.

И эта же совесть заставляет Тома спасти невинно обвинённого Меффа Поттера. И изобличить настоящего убийцу. А ведь Гекльберри Финн этого сделать не смог!

стати, на этого персонажа стоит взглянуть более пристально. Он не настолько сложный, как Том. Но он очень интересен, ведь это – мальчишка-беспризорник, который ночует в бочках и вечно шатается тут и там.

А ещё у этого персонажа был реальный прототип – друг детства Марка Твена.

 Автор признавался:

«В „Гекльберри Финне“ я вывел Тома Блэнкеншипа именно таким, каким он был. Невоспитанным, немытым и всегда голодным, но с самым добрым сердцем среди всех, кого я знал. Он пользовался неограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком в нашем городке и, как следствие, постоянно и безмятежно счастливым. Все мы ему завидовали».

 У Гека действительно доброе сердце. И он показывает это, когда спасает вдову от индейца Джо.

Конечно, Геку не слишком нравится, когда его воспитывают. И в его голове меньше книжных премудростей, чем у Тома. Но житейского опыта у Гека больше, и опыт этот довольно мрачный.

Помните, как он стоит в церкви, не зная, куда деться от неприязненных взглядов? А когда все начинают его хвалить или радоваться ему – он начинает смущаться и не знает, куда и деться.

Том Сойер, Гек Финн, Джо Гарпер и другие герои отлично вписаны в своё время. Мы и правда можем окунуться с их помощью в мир мальчишки из маленького американского городка середины 19 века.

И этот мир очень интересен. С одной стороны – в нем есть место чисто детским развлечениям и играм. Здесь есть свои сокровища – такие, как клещ, зуб или сломанная дверная ручка. Есть свои потрясающие умения – такие, как умение по-новому плевать. Ребята с удовольствием разыгрывают сцены из прочитанных книг или становятся на время индейцами.

Но с другой стороны – подростки в книге вовсю изображают взрослых. Конечно, в то время дети вообще взрослели раньше, раньше начинали работать. Так что мальчики и девочки вовсю признаются друг другу в любви. Том и Бекки успевают пережить целую историю с влюблённостью, ревностью, драмой и примирением.

Иногда наблюдать за этим подражанием взрослым забавно. Но автор не всегда стремится показать чувства героев смешными. Мы видим, что переживания Тома и Бекки глубоки и серьёзны. Точно так же, как Джо Гарпер действительно чувствует себя ненужным, когда мать незаслуженно его наказывает. Просто дети и подростки всё чувствуют острее.

И то, что взрослым может казаться пустяком – для Тома или Бекки настоящая, непридуманная трагедия.

Взрослые в повести на вторых ролях. Но писатель всё равно создаёт запоминающиеся образы. И многие из них нельзя считать однозначными.

Вот тётушка Полли, которая изо всех сил старается сделать из Тома человека. Она действительно добра к нему и постоянно прощает. Но при этом может проявить несправедливость – вспомним, как она наказывает Тома за сахарницу, которую разбил не он.

Она действительно переживает за Тома – вспомним, как она бежит по лестнице, когда Том решил притвориться больным. Но зато при этом верит шарлатанам, пытается вылечить мальчика от несуществующих болезней.

Интересен и образ Меффа Поттера. С одной стороны – он пьяница и бездельник, причём он не брезгует пойти на такое преступление, как вскрытие могилы. Но к детям он добр и никому зла не приносит. Сама мысль о том, что он мог убить человека, ужасает Меффа. Он считает, то справедливым будет, если его повесят.

В целом, жители городка Санкт-Петербург – обычные люди: где-то невежественные, а иногда и жестокие. Но в глубине души – очень добрые. Когда дети пропадают, это объединяет всех. И посмотрите, какая радость овладевает жителями, когда Том и Бекки возвращаются из пещеры!

«Толпа окружила коляску, присоединилась к процессии, торжественно пошла, по главной улице и, не переставая, орала “ура”.

Всюду сияли огни. Спать уже не ложился никто. Ещё никогда городок не переживал такой замечательной ночи. За первые полчаса в доме судьи Тэчера перебывали чуть не все горожане. Они по очереди, один за другим, целовали спасённых детей, жали руку миссис Тэчер, пытались что-то сказать, но не могли — и затопили весь дом потоками радостных слез».

Почему же образы у автора получаются такими яркими? Потому что он пользуется разными средствами их характеристики.

Мы видим, как он описывает внешность или привычки героев напрямую.

Но часто кто-нибудь другой даёт герою характеристику. Например, мать Джо Гарпера называет сына жеребёнком.

Герои часто раскрываются в диалогах. Очень сильно раскрывает их характер манера речи. Например, речь Гека грубовата, а тётя Полли то и дело цитирует Библию.

Но, конечно, ярче всего героев раскрывают их поступки.

– …раскрыть всеми возможными способами, – пробормотал Миша, который всё это время делал пометки. – Да, думаю, это действительно поможет мне написать мой роман!

– И я думаю, что твоя теория оправдалась, Артём, – заметила Алина. – Ведь мы видели, как создаётся удачный образ героя в произведении!

Что же нам требуется запомнить?

·                   Лучшие герои в произведении – это правдоподобные, сложные персонажи, подходящие к обстановке, в которой их показывает автор.

·                   Именно таких героев рисует в своей повести «Приключения Тома Сойера» Марк Твен.

·                   Для характеристики героев автор пользуется разными способами, но лучше всего образы героев раскрываются через поступки.

  
 
 

Задание: пересказ от имени Тома Сойера
В свободное время предлагаю посмотреть прекрасный фильм, снятый по книге М. Твена "Приключения Тома Сойера"

Проверка техники чтения

Мой профиль

Гость

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • ГОУ СОШ № 141
  • 1 сентября
  • Завуч.инфо
  • Просвещение
  • "Солнышко"
  • Baby-best
  • Спас-Экстрим

  • Мини-чат

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz